Вот такие дела и судьбы: ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Евгений Александрович Ширяев. Родился 30 октября 1969 года. В 1993 году окончил Сумское артиллерийское училище. До инцидента на полигоне Прудбой занимал должность начальника штаба артиллерийского дивизиона (воинская часть 20004). Проходил службу в Чечне. Награжден медалью «За отвагу». Женат, имеет 10-летнего сына и 11-летнюю дочь.
Майору Ширяеву отмерили три условных года
Раньше на такой же срок был осужден избитый им сержант Крутов за угон боевой машины
Предыстория этого дела такова. В сентябре прошлого года бойцы 242-го мотострелкового полка постигали азы военного искусства на полигоне Прудбой. В один из осенних вечеров несколько старослужащих крепко приняли на грудь. Потянуло на подвиги, и «дедушки» решили отправиться в самоволку в соседнюю Карповку. Причем на боевой разведывательно-дозорной машине (БРДМ). Но рядовой Сергей Генералов, который в ту ночь дежурил по автопарку, не собирался отдавать вверенное ему имущество. За что и получил по шее от сержанта Крутова, возмущенного настырностью солдатика.
Обезвредив Генералова, пьяная компания уселась в машину и, раздавив шлагбаум на выезде, отправилась на прогулку. Около часа они куролесили по населенному пункту. Чудом никого не задавили - лишь уничтожили еще один шлагбаум, за который агрофирма «Сады Придонья» выставила военным счет.
Утром следующего дня майору Ширяеву поручили провести административное расследование инцидента. По словам офицера, он уже располагал информацией, кто и в чем виноват. Но… Дежурные по автопарку Генералов и Гриценко имена ночных дебоширов назвать отказались. Не сознавались и угонщики БРДМ - сержанты Александр Гурский, Николай Крутов и Александр Кутузов. Более того, вели они себя нагло и вызывающе. Терпение майора лопнуло. Он взял деревянный брусок, что подпирал палатку, и «отходил» и дежурных по автопарку, и угонщиков по мягким местам. Каждому из них нанес 5 - 7 ударов средней тяжести. А после экзекуции, в результате которой все равно никто ни в чем не сознался, майор сам же позвал медсестру, чтобы та обработала солдатам ссадины на ягодицах.
Во время обеда пострадавшие бойцы сообщили своим товарищам, что тех тоже ждет порка. Бить будут, пока кто-нибудь не «заложит» имена угонщиков БРДМ. Эта новость вызвала настоящий переполох: отобедав, 54 солдатика отправились в город-герой искать защиты у командира 20-й дивизии. Между тем сами побитые остались в лагере.
Больше суток правдоискатели шли пешком и без оружия. За это время они не были замечены ни милицией, ни военными. Добравшись до Волгограда, военнослужащие вдруг решили податься в правозащитную организацию «Материнское право». Грязных, с растертыми ногами бойцов оставили ночевать в офисе. А ночью их погрузили в машины офицеры и увезли из города.
В Волгоград сразу слетелось военное начальство: тогдашний командующий СКВО Геннадий Трошев, а следом – комиссия Генштаба. Массовую самоволку как дезертирство не расценили. Зато военная прокуратура возбудила уголовные дела в отношении майора Ширяева и сержанта Крутова по статье 286 (превышение должностных полномочий).
В декабре прошлого года Крутова, обвиняемого в избиении рядового и угоне БРДМ, осудили на три года условно. Процесс над майором Ширяевым долго откладывался из-за неявки потерпевших. Трое из них уволились в запас и разъехались по домам: Кутузов – в Омскую область, Крутов – в Мурманскую, а Гурский – в Тюменскую. Наконец, с третьей попытки при участии Генералова и Гриценко, которые в настоящий момент проходят срочную службу, заседание суда состоялось.
Адвокат обвиняемого Михаил Соболев представил в суд заявление, подписанное всеми потерпевшими. В нем они просили не привлекать майора к уголовной ответственности, так как сами вели себя неправильно и спровоцировали офицера на рукоприкладство. Еще одно ходатайство о смягчении наказания поступило от командира 242-го полка полковника Фомичева. Сам Ширяев своей вины не отрицал, на процессе вел себя сдержанно и с достоинством.
Анжела ТУМАНОВА.
КОММЕНТАРИЙ СУДЬИ
Председатель суда полковник юстиции Валерий Пасечник, выслушав ту и другую сторону, резюмировал:
- Досталось вам, хлопцы, конечно, за дело. Но и вас, майор Ширяев, никто не уполномочил наносить им тумаки. А вообще, конечно, есть огрехи и в военной системе. Гауптвахту отменили, потому что лишать человека свободы можно только по решению суда, а взамен ничего не предложили. Вот и не знают командиры, как наказать нерадивого солдата. Но, в любом случае, бить человека не дозволено никому.